Стра́хов Николай Николаевич (1828-1896), философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). В книге «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; один из идеологов почвенничества. Статьи о Л. Н. Толстом (в том числе о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского. Переводы сочинений Ф. Шеллинга, К. Фишера, И. Тэна, Ф. Ланге.
* * *
СТРАХОВ Николай Николаевич - СТРА́ХОВ Николай Николаевич (1828-96), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм (см. СПИРИТИЗМ); в публицистике разделял идеи почвенничества (см. ПОЧВЕННИКИ). Статьи о Л. Н. Толстом (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) (в т. ч. о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) .
* * *
СТРА́ХОВ Николай Николаевич [16 (28) октября 1828, Белгород Курской губ. - 24 января (5 февраля)1896, Петербург], русский публицист, литературный критик и философ.
Родился в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, затем в Петербурге. С 1861 сотрудничал с Ф. М. Достоевским (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), был ведущим сотрудником его журналов «Время» и «Эпоха». В своих статьях отстаивал идеалы «почвенничества». В 1867 редактировал «Отечественные записки» (где напечатал одну из своих лучших статей - о романе Достоевского «Преступление и наказание»). Страхов одним из первых оценил огромное литературное значение романа Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) «Война и мир». В 1870 он предсказывал, что «Война и мир» скоро станет «настольною книгою каждого образованного русского, классическим чтением наших детей». Творчество и личность Л. Н. Толстого оказали на Страхова исключительное влияние. Член-корреспондент Петербургской АН (1889).
Основное философское сочинение Страхов - «Мир как целое» (1872). «Целостность» мира, по мысли Страхова, определяется приматом и творческой активностью духовного начала в отношении начала «вещественного». Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух «овладевает» материей. Центральную роль в органическом мире играет человек - «узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его».
Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге «Борьба с Западом в русской литературе» (1883). Основной объект его критики - европейский рационализм (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)) («просвещенство»), который он определяет как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного «идолопоклонства» становятся мировоззренческие догмы, далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил прежде всего материализм (см. МАТЕРИАЛИЗМ) и утилитаризм (см. УТИЛИТАРИЗМ). В своей критике «рационалистического» Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич), в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.